+7 (4862) 72-20-80
Наш адрес: г. Орел, ул. Калинина, 10
 
 
 
 
 
 
 
 

Безопасное поведение на улице

    Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице

     

    Рост количества машин на улицах города и посёлков нашей страны, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно – транспортных происшествий. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий   являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Происходит это потому, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная  психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое зачастую ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

    Правила дорожного движения едины для всех, хотя написаны «взрослым» языком без расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребёнка люди. Большое значение имеет профилактика детского дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

    Проблема дорожно – транспортных происшествий с участием детей в стране направляет педагогов на поиск новых, более совершенных подходов к её решению. Коллективом  ДОУ составляется план обучения всех участников воспитательно – образовательного процесса и разрабатывается система обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях детского сада. Ставятся следующие задачи:

    ·       развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста знания и умения по ПДД;

    ·       повышать уровень знаний родителей по ПДД;

    ·       уровень компетентности педагогов по ОБЖД дошкольников.

    Для их реализации создаётся инициативная группа, в которую входят заведующая, старший воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель и воспитатели старших групп.

    Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у них ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь именно отсутствие этих качеств становится причиной трагедий на дорогах.



    Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – это можно, а так нельзя. Главная её цель – формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на улице. Она реализуется путём решения нескольких задач:

    ·       усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

    ·       формирование у них качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки (ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);

    ·       развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

    При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

    ·       ребёнок – пешеход;

    ·       ребёнок – пассажир городского транспорта;

    ·       ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, снегоката, санок, роликов и др.).

    При этом работа по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников должна быть плановой и систематической. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учётом возраста детей и окружающих условий. Знания, сообщаемые воспитанниками, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

    К моменту поступления в школу дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, знать основные правила для пешеходов и пассажиров.

    Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является также создание соответствующей материальной базы. В помощь воспитателям в методическом кабинете дошкольного учреждения подобраны методическая  и детская художественная литература, конспекты занятий и бесед о правилах дорожного движения, картины, плакаты, пособия для занятий и игр, диафильмы, диапозитивы. Необходимый материал постепенно накапливается и непосредственно в группе, где дети могут свободно использовать его в играх, закрепляя полученные ранее знания.

    На участках детских садов создаются специальные автоплощадки – игровые пространства, включающие перекрёстки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов) на занятиях и во время игр дошкольники узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения.

    Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрены занятия по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города. Но как показывает опыт, в большинстве случаев детям бывает скучно на занятиях, им не достаточно одной лишь информации. Иногда требуется «воспроизвести», обыграть определённую ситуацию, чтобы она стала доступной для детского понимания. Для решения данной проблемы необходимо изучить массу литературы по теме. Провести большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Что вы рассказываете своему ребёнку о правилах дорожного движения? Какая помощь Вам нужна в данном вопросе? » Полученные данные могут быть неутешительными. Большинство родителей ограничиваются простыми ответами на детские вопросы и запретами, не разъясняя ребёнку ситуации на дороге. Поэтому возникает необходимость провести в первую очередь работу с родителями. Для этого организуют семинары, во время которых родители принимают участие в играх по правилам дорожного движения, рассматривают всевозможные дидактические материалы, учатся применять их в процессе общения с детьми. Кроме того, можно провести тематические выставки, подготовить информационные листы.

    Следующий этап работы – переоборудование комнаты по правилам дорожного движения  (так называемого «Автограда») с той целью, чтобы он не только демонстрировал дидактические, наглядные материалы, но был приспособлен для игр и занятий с детьми. Приобретаются материалы для конструирования всевозможных домов, недостающие дорожные знаки, автомобили и другие атрибуты.

    С дошкольникамидолжна проводиться большая предварительная работа. Это и путешествия во времени в прошлое, когда ещё не было автомобилей, а только кареты, и экскурсии с родителями в город (район). В ходе экскурсий расширяется словарный запас детей: нерегулируемый перекрёсток, проезжая часть, тротуар, обочина, дорожные знаки:  «Внимание, дети!», «Пешеходный переход», «Одностороннее движение», «Регулируемый перекрёсток», «Ограничение скорости движения транспорта»,  «Лежачие полицейские».

    В группах организуют уголки, посвящённые правилам дорожного движения.

    Изготавливают макеты дорог с разметкой, по которой могут двигаться модели машин, приобретаются дидактические игры, светофоры на батарейках. На занятиях по конструированию можно изготовить макет микрорайона с автомобилями.


    Правила для пешеходов и пассажиров

     

    ·       Для выполнения ПДД пешеходам необходимо знать некоторые дорожные знаки.

    ·       Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, а где их нет, - по краю проезжей части (вне населённых пунктов – навстречу движению транспорта).

    ·       Все участники движения обязаны быть внимательны к окружающей обстановке и её изменениям, взаимно предупредительны и не создавать помех движению.

    ·       Переходить улицу следует шагом в тех местах, где имеются линии и указатели переходов, а где их нет, - на перекрёстках улиц по линии тротуаров или обочин.

    ·       При наличии пешеходных тоннелей или мостиков – пользоваться только ими.

    ·       Автомобильную дорогу вне населённого пункта разрешается переходить под прямым углом только на участках, где она просматривается в обе стороны.

    ·       Прежде чем переходить (улицу)  дорогу, пешеходы должны убедиться, что это безопасно; запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.

    ·       Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и препятствий, ограничивающих обзор проезжей части.

    ·       Трамвай надо обходить всегда спереди.

    ·       Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зелёном сигнале светофора, светового указателя  или разрешающем жесте регулировщика, стоящего к пешеходам боком.

    ·       Ждать автобус, троллейбус, трамвай, такси нужно на специальных посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуарах ( обочине дороги).

    ·       Ездить на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на территории игровых площадок.

    ·       В транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

     

    В этом разделе:
    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Наши достижения и поощрения
           
    Наша жизнь день за днем
           
    Здоровье
           
    Безопасность
           
    Прием детей в образовательную организацию