+7 (4862) 72-20-80
Наш адрес: г. Орел, ул. Калинина, 10
 
 
 
 
 
 
 
 

Как мы занимаемся

    ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

      Определяющим периодом для становления речи является возраст ребёнка от 0 до 5 лет. Это время, когда интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно данным, полученным в результате исследований физиологами, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.
     Существуют некоторые объективные причины «запаздывания» речевого развития.
     На «нулевом этапе» развития ребёнка, т.е. ещё до беременности, на его будущее здоровье влияют наследственность (особенности нервно-психического склада и образ жизни будущих родителей, строение артикуляционных органов родителей), воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом.
     На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать: токсикоз, резус-конфликт, физические повреждения, заболевания, стрессы и нагрузки матери во время беременности. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда идёт закладка и формирование основных органов ребёнка. Губительными для речи будущего ребёнка на данном этапе могут быть курение и употребление алкоголя.
     Очень важен для сохранения здоровья ребёнка и нормального формирования его речи в будущем и сам характер процесса родов. Родовые травмы, среди которых черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных родах, асфиксии, обвитие пуповиной, могут стать причиной патологического развития речи и общего развития.
     В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата являются травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, воздействие лекарств на слуховой нерв, приобретённые до формирования речи аномалии челюстей и зубов, инфекционные заболевания, отсутствие контроля над развитием речи.
     Не менее важно и то, что речевые расстройства у детей могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребёнком по подражанию. Картавость и заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке его собственной.  Бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой также могут быть следствием внешнего воздействия, которое принято называть педагогической запущенностью.
     Нередко встречается и такая проблема речевого развития, как «двуязычие» в семьях, где родители говорят на разных языках. Ребёнок вперемешку слышит слова из разных языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.
     Развитие речи включает в себя две стадии: понимание речи и самостоятельная речь. Понимание речи развивается у малыша примерно так же, как развивалось бы у нас, взрослых, понимание чужого языка. Вначале ребёнок понимает лишь общий смысл нашей речи, причём в основном по интонации, затем возникает ситуационное понимание – так, ребёнок до года понимает слова и короткие фразы, связанные с конкретной, часто повторяющейся ситуацией. Затем малыш уже понимает слова и фразы различной структуры, но различать слова, сходные по звучанию, ему пока нелегко.
     В формировании самостоятельной речи принято условно выделять два периода:
    -    период от рождения до года, который характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребёнка на окружающую среду;
    -    период после 1 года и примерно до 5 лет, когда ребёнок должен овладеть всей языковой системой.
     Нормы возникновения звуков, слогов, слов и предложений в речи достаточно условны. «Бить в колокола» необходимо, когда:
    ~ к концу первого месяца жизни ребёнок не пытается привлечь к себе внимание криком (в основном перед кормлением);
    ~ к концу четвёртого месяца не возникает «комплекс оживления», когда малыш улыбается вам, начинает активно двигаться, всячески демонстрирует свою готовность оказаться на руках и пообщаться;
    ~ к концу шестого месяца не произносит не только слоги, но и даже отдельные звуки, не гулит;
    ~ к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание гулением или лепетом;
    ~ к концу десятого месяца не пытается повторять мимику и жесты за взрослыми, не повторяет за ними различные, доступные звуки и их сочетания;
    ~ к концу года не выполняет простые просьбы, не отзывается на своё имя, не прислушивается к звукам, в речи не появилось ни одного слова (звукоподражания);
    ~ к полутора годам не называет и не зовёт близких людей;
    ~ к году и девяти месяцам не произносит 6 осмысленных слов;
    ~ ритмы речи и дыхания ребёнка явно не совпадают (создаётся впечатление, что малыш «задыхается», когда говорит);
    ~ речь ребёнка очень торопливая, сбивчивая, ребёнок «проглатывает» слоги и целые слова; речь явно не поспевает за мыслью.
     К разряду неговорящих относятся дети, которые не начинают говорить к 3 годам. К неговорящим можно причислить детей со следующей картиной молчаливого поведения:
    •    Ребёнок молчит, отворачивается, когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би» да ещё несколько слов. Речь такого ребёнка носит лепетный характер, в то время как он должен уже пользоваться фразой и иметь словарный запас 1,5 тысяч слов;
    •    Ребёнок называет одним словом разные предметы, например «кика» - это и кошка, и конфета, и пирамидка; а также мычит или показывает пальцем, если что-то нужно;
    •    Речь появилась, ребёнок говорил слова и даже короткую фразу, но затем произошло «затухание» речи, и он замолчал;
    •    Ребёнок переставляет слоги в словах, нарушена слоговая структура слова;
    •    В речи ребёнка слова не согласованы между собой, например, «кукла дай», «папа пошла гулять»;
    •    Ребёнок на уровне развития отстаёт от сверстников.
     Появление слов после 2-4 лет характерно для детей с тяжёлым нарушением речи, слуха, интеллекта, речевого негативизма. Необходимо вовремя выявить проблему, найти причину, устранить причину и как можно раньше начинать занятия с логопедом. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребёнка в соответствии с закономерностями его развития. По заданию логопеда родители проводят с детьми упражнения на развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственных представлений, расширяют кругозор, обогащают лексику, закрепляют грамматические категории и т.д.   
      Впоследствии, в процессе систематических логопедических занятий, одни дети дают положительную динамику, полностью преодолевая речевые проблемы до поступления в школу. Речь же других детей продолжает развиваться по патологическому пути, и такие дети могут обучаться только в специализированных школах.




    Логопедические сказки в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Логопедические сказки как целостный педагогический процесс

    Л.С. Выготский, исследуя проблемы обучения, подчёркивал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту. Поэтому мы и включили сказку в систему коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, зная, что сказка — это творческая деятельность, которая не может существовать без личного участия детей в ней.



    Изучая влияние художественной литературы на эмоции ребёнка, Л.П. Стрелкова отмечала, что построение сказки — её композиция, яркое противопоставление добра и зла, сказочные образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы — делают сказку особенно интересной и волнующей для детей. В результате восприятия сказки у детей появляются не только новые знания и представления, но и новое эмоциональное отношение к окружающему. 

    А. Касьянова и М. Рогожникова определяют логопедические сказки как целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

    Виды логопедических сказок и особенности их использования в работе учителя-логопеда

    А. Касьянова и М. Рогожникова выделяют следующие виды логопедических сказок:

    • артикуляционные;
    • пальчиковые;
    • фонетические;
    • лексико-грамматические;
    • сказки, способствующие формированию связной речи;
    • сказки для обучения грамоте.

    Рассмотрим пальчиковые сказки, которые родители могут самостоятельно использовать в работе с детьми.

    К пальчиковым сказкам, которые способствуют развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, мы относим сказки-беседы, сказки-игры, сказки-инсценировки. В сказках-беседах взрослый разворачивает с детьми диалог, выявляя знания и умения детей. Сказку-пример вы можете посмотреть здесь. 

    В ходе пальчиковой сказки педагог задаёт детям вопросы на знание народных и авторских сказок.

    Сказка эмоционально настраивает детей на восприятие учебного материала, поэтому мы часто включаем пальчиковые сказки-игры в организационный момент занятия. 

    В сказках-играх обращаем внимание на выполнение детьми чётких, координированных движений пальцев рук, на позы, передающие образ сказочного персонажа. При ознакомлении со сказкой мы используем опорные картинки, карточки-схемы. 

    Нами разработан комплекс пальчиковых сказок-игр с массажными мячами, которые способствуют развитию мелкой моторики и активизируют работу организма в целом. 

    Мы советуем родителям проводить пальчиковые игры-сказки с массажными мячами и в воде. 

    Сказки-инсценировки проводятся по типу «Театра на ладошке», когда на каждый палец надевается маска-шапочка или перчатка с изображением сказочных персонажей. Как правило, сказки-инсценировки всегда бывают с продолжением, которое придумывают и обыгрывают сами дети. 


    Для чего нужны занятия с логопедом?

    Версия для слабовидящих
           
    Сведения об образовательной организации
           
    Наши достижения и поощрения
           
    Наша жизнь день за днем
           
    Здоровье